Антон Фролов, Яндекс: «В Новосибирске „Яндекс.Видео“ популярнее карт и пробок, а „Маркет“ опережает новости и погоду»

Антону Фролову 22 года. В Новосибирске он успел создать локальную сеть и продать её, поработать в «Новотелекоме», поучаствовать в работе «Б-52 Айти» и её проектах newsib.ru и interra-forum.ru, а затем перешёл в «Яндекс», чтобы работать над региональным и международным развитием компании. Сейчас занимается развитием бизнеса: дистрибуцией технологий, API, продуктов для бизнеса. О работе «Яндекса» в регионах мы и поговорили с Антоном.

 
— Помню, года 4 назад мы общались с тобой и ты был довольно категоричен по поводу переезда в Москву. А потом вдруг это случилось. Не жалеешь? Что посоветуешь сомневающимся новосибирцам?

— Я по-прежнему категоричен :) Просто в какой-то момент оказалось, что в Москве и самолетах я провожу времени больше, чем в Новосибирске. Сомневающимся новосибирцам посоветую любить свой город и больше путешествовать.

 
— Если правильно понимаю по «Моему кругу», у тебя получается клёвый карьерный рост в «Яндексе». Можешь рассказать личную саксес-стори и что надо делать, чтобы её повторить?

— Как это часто бывает в «Яндексе», меня позвали коллеги, с которыми я раньше работал в Новосибирске. Я приехал, прошел собеседование, выполнил тестовое задание и через некоторое время получил письмо с предложением работы. Ну а сейчас, как бы банально это ни звучало, — просто много работаю :)



 
— Давай перейдём к «Яндексу» в регионах. Несколько лет назад были какие-то попытки делать разделы про города, потом всё это свернулось. Почему?

— Сейчас сложно в это поверить, но когда мы запускали сервис «Города», интернет не казался чем-то необходимым и не был массовым явлением. Задачей сервиса было, с одной стороны, стимулировать развитие сети, в том числе с помощью интернет-индексов городов, а с другой — показать пользователям всё то интересное, что есть в региональном интернете.

За несколько лет существования сервиса ситуация изменилась — интернет перестал быть уделом крупных городов, а идея о том, что это такая же часть ежедневной жизни, как, например, телефон, распространилась повсеместно и больше не нуждается в подтверждении.

Изменилось не только отношение к интернету, но и технологии — больше нет необходимости делать отдельную страницу про региональный сегмент сети. Всё, что нужно, пользователь может найти прямо на yandex.ru, где он получит результаты поиска с учетом специфики своего региона и города. В дополнение к локализованным версиям сервисов, на главную страницу портала можно добавить любую интересную информацию, используя тысячи виджетов наших партнеров из регионального каталога. Например, виджет Бонина.

 
— Как владельцы сайтов реагируют на появление новых «вертикальней» и на ту же виджетную программу, о которой ты писал? Есть ведь мнение, что «Яндекс» аудиторей не делится, а замыкает её на себе. И если раньше новосибирцу для выбора машины надо было идти на оба сайта — НГС.Авто и «Дром.ру» — и увеличить количество показов рекламы и там, и там, то теперь он может предварительно отфильтровать выбор на «Яндекс.Авто» и на какой-то из региональных сайтов не попасть вообще.

— «Яндекс» не создает контент; мы не принимаем сами, например, объявления о продаже автомобилей (и не собираемся этого делать). Наша задача — не удержать пользователя на сервисе, а сделать удобный интерфейс, который бы позволил ему, подобрав необходимые параметры, быстро перейти на сайт, где размещено интересное ему предложение. Не очень понятно, откуда взялось мнение, что «Яндекс» не делится аудиторией — ежедневно вертикальные поиски по авто, недвижимости и работе приносят нашим партнерам около 1,6 миллионов кликов, это около 1,5% от суммарной трафикогенерации в рунете; это источник трафика, сопоставимый по значимости с обычным поиском «Яндекса» или «Гугла». Если бы партнерам это казалось невыгодным — они бы с нами не работали.

Виджетная программа ежедневно даёт сайтам-партнерам суммарно более миллиона кликов в день.

 
— И есть такой концептуальный вопрос. Могу переврать немного, но «Яндекс» ведь считает, что его преимущество перед «Гуглом» — в региональности, понимании локального контекста? На мой взгляд, это ведь просто вопрос фокуса и необходимых усилий. Расскажи в более конкретных вещах: что такое региональность для «Яндекса», которая даёт измеримые преимущества перед «Гуглом».

— Google, в основном, делает различия только между странами, лишь в малой степени учитывая регионы. «Яндекс» ввёл региональность ещё в 2009 году, при помощи алгоритма под названием «Арзамас», и улучшил региональную выдачу, применив технологию Матрикснет. Сейчас «Яндекс» различает свыше тысячи регионов, в каждом из которых возможна своя выдача. Например, спрашивая поиск про [Салют], москвич подразумевает кинотеатр, а для жителя Новосибирска это в первую очередь часовой завод. Кроме того, в регионах присутствия «Яндекса» есть сотрудники, которые следят за качеством поиска и сообщают об ошибках. Такой человек есть и в Новосибирске. Подробнее о том, как работает региональный поиск, можно прочитать на нашем сайте.

 
— На stat.yandex.ru почему-то нет Новосибирска. Пользуясь внутренней информацией, можешь рассказать, в чём «Яндекс» в Новосибирске сильнее, чем где-то ещё, а в чём — слабее?

— На stat.yandex.ru используются отчёты TNS. TNS же пока не обнародует данные по Новосибирску в своих публичных отчетах — добавление ещё одного города очень сильно увеличивает их объём.

Популярность тех или иных сервисов во многом зависит от самого региона: от того, как в нем развита, к примеру, электронная торговля или транспорт. Если сравнивать аудитории сервисов «Яндекса» по России в целом и Новосибирска в частности, то отличия невелики: в Новосибирске «Яндекс.Видео» популярнее карт и пробок, а «Маркет» опережает новости и погоду.

 
— И вопрос с локальным контекстом :-) «Яндекс.Карты» в Москве и Новосибирске — какая разница в поведении пользователей, востребованности функций и сервисов в продукте?

— Самые востребованные функции карт везде одни и те же — маршрутизация, пробки, панорамы. В Москве, по понятным причинам, пробки нужны больше.

 
— Предлагаю перейти к решениям для бизнеса. Что это такое и для кого?

— Это технологии, API и продукты для бизнеса. Например, API карт, поиск для сайта, почта для домена.

 
— Чем была вызвана необходимость выделять уже существующие продукты в отдельное направление?

— Мы поняли, что нужен комплексный подход к компаниям и организациям в интернете. Для этого и была сформирована программа «Яндекс для бизнеса» (business.yandex.ru).

 
— Как выстраиваются взаимоотношения между вами и продуктовыми командами? Вы выступаете заказчиками или…?

— По-разному: где-то продукты уже сделаны, им не хватает дистрибуции, где-то есть проблемы с продуктами — там нужны продуктовые требования и заказчик. А где-то все процессы уже налажены и всё работает без нас.

 
— По текущим решениям, которые вы предлагаете. Почему «компаниям без сайта» вы не предлагаете сделать сайт на «Народ.ру»? Какова дальнейшая судьба этого сервиса?

— Если у компании есть сайт в интернете — то сервис «Яндекс.Народ» ни к чему. А небольшим компаниям, чей бизнес полностью ведётся офлайн, сайт просто не нужен — достаточно карточки в нашем справочнике организаций, на которой будет отражена вся основная информация: чем занимается компания, её график работы и так далее.

 
— Про продажи рекламы. У «Яндексе» замечательно растёт не только аудитория, но и выручка. И если про «рецепт» регионального контента и поиска ты рассказал, то есть ли аналогичные принципы продаж?

— «Яндекс» активно сотрудничает с рекламными агентствами и веб-студиями, сейчас у нас около 2000 таких партнеров в различных регионах России и за рубежом. Для сотрудников партнерских рекламных агентств и веб-студий регулярно проводятся обучающие семинары и тренинги. В ключевых регионах России и Украины у нас открыты собственные офисы продаж, есть такой офис и в Новосибирске.

 
— «Яндекс» стал очень активно и, как мне кажется, успешно заниматься «локальным» пиаром — это и крайне быстрые уведомления о, например, пробках, и запуск новых продуктов с приглашением региональных журналистов к пресс-конференциям. Можешь рассказать, как вам удаётся это делать, учитывая, что компания огромная, а в регионах у вас только офисы продаж? Что ещё вы хотите улучшить в этой области?

— В регионах, кроме офисов продаж, у нас есть обозреватели и представители. Первые занимаются улучшением качества продуктов, в частности, помогают лучше отвечать на локальные запросы пользователей, а вторые как раз занимаются, в числе прочего, и внешними коммуникациями, пиаром. Мы, конечно, будем развивать эту активность и делать более локальными не только наши сервисы, но и наш PR.


 
— «Яндекс» издавно говорил и говорит, что его специализация — это поиск, а производство контента — это чужое. Однако, карты вы теперь делаете сами. Почему так?

— Когда «Яндекс» только начал задумываться о картографическом сервисе, главная проблема была — найти цифровые карты. После того, как источники данных для карт были найдены, выяснилось, что картографы живут в другом мире и по другим законам, слабо совместимым с интернетом. Так, для них задача обновления карты хотя бы раз в полгода — почти нереальная, а в интернете пользователи хотят видеть изменения гораздо чаще – мы сейчас стараемся достичь ежемесячных обновлений для крупных городов.Наша главная задача – дать ответ пользователю, и когда этот ответ невозможно найти в интернете, мы «приносим» его онлайн.

 
— На прошедшем почти два года назад студенческом дне, если ничего не путаю, твои коллеги говорили, что не прочь открыть офис разработки в Новосибирске. Что стало с теми планами? Будут ли у «Яндекса» разработчики где-то за Уралом?

— Наши офисы разработки открываются там, где нам удается найти сильные готовые команды разработчиков — например, недавно открылся офис разработки в Минске. Так что ответ на этот вопрос зависит не только от нас, но и от активности самих новосибирцев. Если хочется жить в Новосибирске, но работать разработчиком в Яндексе, можно попробовать создать свою команду разработки, которая сможет присоединиться к нам, или посмотреть наши удаленные вакансии, или сделать хороший стартап и поучаствовать в Яндекс.Старте :)


Комментариев — 10

  1. Максим 25.07.2012 в 12:04

    В пост врывается пнг:

    2 

  2. Максим 25.07.2012 в 12:04

    Ну, в общем, еще раз:

    http://habrastorage.org/storage2/c31/fc8/810/c31fc881036ca83396f3c8fd83bfc495.png

    9 

  3. Ан-89 25.07.2012 в 12:33

    @ Максим:

    Жизнь – это вечный поиск ! Удачи! ))

    11 

  4. Павел Франков 27.07.2012 в 22:28

    Когда уже на Бонине будет моё интервью? Думаю, всем будет крайне интересно почитать.

    1 

  5. Antig 30.07.2012 в 13:44

    @ Павел Франков:
    отличись чем-нибудь и о тебе напишут. Антону пришлось уволиться из Яндекса, чтобы Бонин о нем написал :) а на какие жертвы готов ты? :)

    0 

  6. Макдрочер 30.07.2012 в 16:10

    Больше жертв хороших и разных :)

    0 

  7. Павел Франков 30.07.2012 в 17:37

    @ Antig:
    Я пожертвовал своей карьерой (кто знает, кем бы я работал сейчас, в том же 2ГИСе); своей, пусть небольшой, но #стабильной зарплатой; своим восковым гелем для волос и французко-русской туалетной водой; своими френдзонными тёлочками из Сибирских Сетей; своей возможностью получения ипотеки в красивейшем городе мира — Новосибирске.
    А, ну ещё, у меня могла быть подержанная иномарка, частично взятая в кредит, а то чё я, как нищеброд, без машины.

    По моему нескромному мнению, этих жертв вполне достаточно, чтобы заткнуть за пояс Антоновское увольнение из Яндекса.

    3 

  8. mhk 30.07.2012 в 20:31

    @ Павел Франков:
    Так и ради чего все эти жертвы? Чего добился-то? :)

    1 

  9. Павел Франков 30.07.2012 в 21:49

    Бонин, смотри: народ уже интересуется! Поставь крест на посещаемости и авторитетности ресурса! Бери скорее интервью!

    3 

  10. Павел Франков 30.07.2012 в 21:51

    Какие ещё теги на Бонине не работают?

    0